При эксплуатации автомобиля чаще всего выходят из строя элементы, которые считаются расходными материалами. Но могут произойти и более серьезные неисправности, например, закоксовывание двигателя. О том, как делается раскоксовка поршневых колец без разборки двигателя, о способах её предотвращения и устранения, в частности, расскажут автомеханики, водители и эксперты.
Что такое и зачем нужна раскоксовка двигателя
Набор операций, проводимых по специальной технологии с применением химических средств, предназначенных для удаления скопившихся на деталях двигателя углеродных отложений, называется раскоксовкой.
Указанные отложения, в том числе нагар, могут накапливаться на всех деталях двигателя, контактирующих с топливно-воздушной смесью. Это карбюратор, инжектор или форсунки, поршни, компрессионные и маслосъемные кольца, их посадочные места («канавки» поршня), клапаны и их сёдла.
Важно! Более качественно и со 100%-й гарантией раскоксовка делается только при разборке двигателя.
Причины, по которым в двигателе собираются отложения
Основные причины, которые вызывают скопление отложений, специалисты называют три:
- стояние в пробках;
- перегрев двигателя;
- низкое качество топлива и моторного масла.
К быстрому нарастанию отложений может привести частая езда на непрогретом двигателе.
Как понять, что пора сделать раскоксовку
Основной признак необходимости раскоксовки — ненормальная работа двигателя. Потеря мощности, сизый дым из выхлопной трубы, сложности с пуском «на холодную», но самый главный сигнал — повышенный расход масла. Если двигатель начал «подъедать» масло в пропорциях 100 г и более на 1000 км пробега, то проведение раскоксовки становится неизбежным.
Способы раскоксовки поршневых колец без разборки двигателя
Существует два основных способа проведения раскоксовки мотора — мягкая и жесткая, поэтому конечные эффекты тоже различаются.
«Мягкая» раскоксовка двигателя
Операция получила название потому, что для ее проведения применяются вещества с «щадящим» эффектом, не имеющие в своем составе агрессивных составляющих.
Вариант «мягкой» раскоксовки подразумевает заливку спецсредства в картер двигателя и его смешивание с моторным маслом. Делают это за 200–300 км до наступления срока замены масла. При «докатывании» этого пробега под воздействием очистителя происходит размягчение отложений с их последующим сгоранием.
Интересно! Большая часть специалистов и опытных водителей применяют «мягкую» раскоксовку только на нестарых моторах, фактически — для профилактики образования отложений.
«Жесткая» раскоксовка двигателя
Используются средства, содержащие максимально возможное количество агрессивных веществ.
К этому виду очистки относят раскоксовку двигателя Димексидом и другими активными средствами. Димексид является сильнейшим растворителем, поэтому его применение может принести больше вреда, чем пользы, в виде повреждения краски, уплотнителей, прокладок, при этом разложившиеся резина или пластик могут забить сетку маслоприемника.
Под воздействием температуры (процедуру проводят на прогретом моторе) и очистителя накопившиеся отложения раскисают и размягчаются. Основную часть средства, перемешанного с раскисшими отложениями, удаляют механически, остальное сжигают, запустив двигатель.
Сюда же относится водородная раскоксовка двигателя, потому что, как и в случае с другими средствами жесткой очистки, газ подают в цилиндры двигателя через отверстия для свечей или форсунок.
Процедуру проводят по схеме:
- двигатель прогревают;
- с теплого мотора снимают свечи или форсунки;
- вращая вручную коленвал, устанавливают поршни в среднее положение;
- заливают в каждый цилиндр определенную порцию очистителя и оставляют его там, закрыв ветошью свечные колодцы на время от 20 минут до 12 часов в зависимости от характеристик средства, или вставляют в отверстие шланг для подачи водорода;
- с помощью отсасывающих устройств механически удаляют максимально возможное количество средства и откисших отложений;
- устанавливают свечи или форсунки, запускают мотор и дают ему различные обороты вхолостую либо проезжают около 50 км;
- заменяют свечи или форсунки, моторное масло с фильтром.
Приведенный способ считается старинным, «дедовским», но при этом наиболее эффективным методом проведения раскоксовки двигателя.
Совет! «Жёсткую» раскоксовку необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Раскоксовка оппозитного двигателя
Провести качественную раскоксовку такого мотора жидкими средствами невозможно. Будет проблематично наполнить цилиндры средством так, чтобы оно попало в верхние части канавок поршней.
Совет! Лучшим выходом для раскоксовки оппозитного двигателя будет применение водородной очистки или использование пенных составов.
Раскоксовка V-образного двигателя
Для раскоксовки двигателя такого типа потребуется больше времени на работу и большего расхода очистителя. Этому будут способствовать расположения рядов цилиндров под наклоном и наличие двух клапанных крышек. Эффективно раскоксовать двигатель с таким расположением цилиндров также помогут водород или пенные составы.
Раскоксовка колец и клапанов через топливо
В этом варианте очищающую смесь заливают в топливный бак и эксплуатируют машину, избегая критических «оборотов» мотора и значительных нагрузок на него. Фактически это один из видов «мягкой» очистки колец и клапанов от отложений.
Внимание! Раскоксовка колец дизельного двигателя ничем не отличается от аналогичной операции для бензинового мотора.
Раскоксовка клапанов
Основная причина образования значительных отложений на клапанах — езда в городском режиме. Пробки, низкая скорость, частые переходы с холостого режима на малый рабочий вызывают ускоренный рост закоксовывания клапанов и их сёдел.
Совет! Лучшим вариантом раскоксовки комплектов «клапан-седло» будет заливка «мягкого» средства в топливный бак машины.
Раскоксовка маслосъемных колец
Очистка таких деталей является самым проблематичным процессом — они предназначены для удаления масла из камеры сгорания, поэтому воздействие через добавление средства в картер малоэффективно. Применение «жесткой» очистки тоже не принесет особого успеха, потому что средству надо будет «пройти» между верхней кромкой кольца и стенкой канавки поршня. Лучшим вариантом будет совмещение двух «мягких» очисток — добавлять их необходимо и в топливо, и в картер.
Как правильно сделать раскоксовку своими руками
Чтобы очистить закоксованные элементы двигателя правильно своими руками, необходимо выполнить ряд несложных операций в определенной последовательности.
- Авто устанавливают горизонтально и прогревают до 50–60°.
- Снимают провода высокого напряжения и свечи.
- Устанавливают поршни в среднее положение.
- Заливают средство в цилиндры количеством, зависящим от рабочего объема мотора.
- Устанавливают назад свечи без сильной затяжки, чтобы не создавать повышенного давления в цилиндрах.
- Чтобы произошла раскоксовка маслосъемных колец, специалисты рекомендуют выдерживать средство в моторе в течение максимально возможного времени, указанного на упаковке. После истечения времени снова снимают свечи, средство и часть растворенных отложений сливают из мотора.
- Проворачивают коленвал стартером для слива остатков средства и растворенных отложений в картер двигателя. Для защиты подкапотного пространства от возможного выброса указанных веществ через свечные колодцы их закрывают тряпками.
- Вновь устанавливают свечи на двигатель, теперь уже с полной затяжкой, размещают на место провода, заводят мотор и дают ему прогреться до рабочей температуры.
- На последнем этапе специалисты рекомендуют краткую поездку не более 50 км с оборотами от 3 до 4 тыс. Во время поездки из выхлопной трубы может выходить белый дым, что является нормальным результатом.
Чтобы не навредить мотору, необходимо выбирать средства, которые рекомендует завод-изготовитель авто.
Рейтинг 15 лучших средств для раскоксовки
Далее представлены составы для очистки колец и других элементов двигателя.
- Эдиал — средство для обработки всех деталей мотора. Имеет присадку, позволяющую качественно очищать элементы ЦПГ.
- Lavr Complex — препарат эффективен как раскоксовка маслосъемных колец.
- Mitsubishi Shumma Engine Conditioner — средство для эффективной очистки топливной системы и поршневых колец.
- G´zox Injection & Carb Cleaner — очиститель систем питания карбюраторных и инжекторных моторов. Не рекомендуется для прямого впрыска.
- Lavr Express — простое по составу аэрозольное средство для быстрой раскоксовки легко загрязненных моторов.
- ВМПавто Раскоксойл Валера — средство для «жесткой» очистки, эффективно очищающее все детали двигателя. Может повредить неметаллические части.
- Lavr Novator ML203 — мощный очиститель «жесткого» типа, рекомендуемый для старых, сильно закоксованных двигателей. Лучшее средство для очистки поршневых колец, способен повредить краску.
- BG109 — высокоэффективный очиститель из США со сроком работы не более 10 мин, при этом не повреждает краску, резину, пластик.
- РиМет 100 — российский препарат для «жесткой» раскоксовки бензиновых двигателей, заливается в свечные колодцы и выдерживается от 10 до 15 минут.
- РиМет diesel — аналог РиМет 100, но для работы с дизельными двигателями. Имеет похожие характеристики и заливается в форсуночные колодцы.
- FENOM — очиститель системы смазки, в том числе всех типов колец и их канавок.
- Активная защита Edial — средство для «мягкой» очистки ЦПГ для добавления в моторное масло. Средство заливают в картер на 15–20 минут холостого хода либо перед пробегом 45–50 км, после чего сливают вместе с маслом.
- Wynn’s Combustion Chamber Cleaner — состав для «жесткой» раскоксовки, имеющий особый способ внесения в мотор через входящую в комплект поставки вакуумную трубку. В отличие от других «жестких» промывок, не вступает в реакцию с ЛКП, резиной, пластиком.
- Титан — российское средство «жесткой» промывки для очистки всех элементов ДВС.
- Kangaroo icc300 — очиститель «жесткого» типа из Южной Кореи, рекомендуемый для прямой заливки в свечные колодцы. Высокоэффективное средство, способное «за один заход» очистить детали мотора и элементы карбюратора или форсунок.
Средства, представленные в рейтинге, имеют лучшие отзывы специалистов.
Лучшие народные средства раскоксовки двигателя
Наиболее известными народными составами, используемыми для раскоксовки мотора, считаются Димексид: смесь керосина и ацетона. Оба средства относятся к «жестким» составам и заливаются в свечные колодцы. Средства, относящиеся к категории «народные», были актуальны во времена СССР, когда фабричные составы были недоступны из-за повального дефицита.
Сейчас про них лучше забыть, ибо рынок средств очистки предлагает множество различных составов, из которых можно выбрать наиболее подходящий для конкретного двигателя.
Если же всё-таки есть желание немного сэкономить, то лучше всего применять смесь керосина и ацетона в соотношении 1:3 или 1:2. Полученный состав обладает низкой эффективностью, зато не угрожает, в отличие от Димексида, другим неметаллическим элементам мотора. Его можно заливать несколько раз без боязни «убить» ЛКП, резину или пластик.
Перед принятием решения о проведении раскоксовки многие специалисты рекомендуют сделать видеоэндоскопию цилиндров. Мини-видеокамера покажет все «внутренности», что позволит оценить уровень закоксованности. На основании этой оценки можно легко подобрать необходимый состав средства для раскоксовки.