Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Назначение и строение ГБЦ

Назначение и строение

Головка блока цилиндров — своеобразная крышка камеры сгорания. Для возможности работы ДВС здесь размещаются впускные и выпускные клапаны, свеча(и) зажигания и различные датчики (зависит от конструкции мотора).

Сложная деталь

Сложная деталь на современных авто изготавливается из алюминия и содержит сложную систему клапанных приводов, масляных и охлаждающих каналов.

Что происходит в ГБЦ во время работы мотора

Если не углубляться в «дебри» моторостроения, на ГБЦ действует две основные силы.

  1. Внутренее давление камеры сгорания. При воспламенении топлива в цилиндре образуется избыток сил, проворачивающих коленвал. Указанная сила действует на все стенки рабочей камеры и головку в том числе.
  2. Интенсивный нагрев приводит к выворачиванию детали. Повышенная температура внутри камеры сгорания может повредить ГБЦ.
  3. Давление внутри смазочных и охладительных магистралей. Внутри картера и системы охлаждения установленные насосы, подающие жидкости к узлам агрегата.

Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

От правильности затяжки болтов зависит стабильная работа двигателя. При закручивании элементов крепления деталь подвергается сильному давлению. В местах, где проходят шпильки. Следовательно, если нарушить последовательность действий – головку потянет и ее придется протачивать.

Особенности крепления

Независимо от разновидности двигателя, ГБЦ крепится к блоку при помощи длинных шпилек. Крепежи затягиваются в определенной последовательности и большим моментом при помощи динамометрического ключа. Использование устройства обязательно, от точности закручивания зависит стабильность работы мотора и безопасность водителя на дороге.

Особенности крепления

Также при установке детали следует использовать специальную прокладку. Уплотнитель изготавливается из материалов, устойчивых к давлению, повышенной температуре.

Динамометрический ключ и его виды

Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2022 году устройства делятся на три основных типа.

Динамометрические ключи

Щелчковый ключ

Щелчковый ключ

Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.

Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.

Стрелочный ключ

Стрелочный ключ

Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.

Основным недостатком является низкая точность прибора – со временем торсион изнашивается и ключ начинает врать в большую сторону.

Цифровой ключ

Цифровой ключ

Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.

Подобные ключи в 2022 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.

Иные приспособления

При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.

Подручные материалы

Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.

Зачем автомобилисту знать порядок затяжки?

Знать порядок затяжки головки блока цилиндров пригодится тем автомобилистам, которые не имеют кучу денежных знаков для того, чтобы доверить выполнение всех работ специалистам. Если же все наоборот, то лучше не забивать себе голову и отдать все в руки мастеров.

В первую очередь стоит отметить тот факт, что для каждой модели транспортного средства существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров. И полагаться на свои знания и опыт, особенно при работе с ГБЦ современных ТС явно не стоит. Любое выполнение такой работы должно производится в строгом соответствии с требования производителя к данному автомобилю и никак иначе. Найти параметры можно в мануале к ремонту и обслуживанию силового агрегата.

Зачем автомобилисту знать порядок затяжки?

Очередность затягивания

Для каждой модели автомобиля предусмотрена индивидуальная схема затяжки болтов головки блока цилиндров. Ее можно узнать в компании-изготовителе или на официальном сайте. Для машин ВАЗ 2107 используется двухэтапная затяжка:

  • первый этап для всех болтов в установленном порядке делает затяг в пределах 33,3–41,5 Нм;
  • второй этап доводим до окончательного усилия в 95,9–118,3 Нм.

где находится схема затяжки болтов головки блока цилиндров

Для ВАЗ 2114 используется своя схема с первоначальным усилие в 20 Нм. На втором этапе доводим натяг до 80 Нм. Третий этап заключается в докручивании болтов на 90 градусов, после чего заключительная стадия – повторное докручивание еще на 90 градусов. У ВАЗ 2112 используется схема, аналогичная «четырнадцатке».

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В качестве доказательства суждения, что у каждой силовой установки существуют свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы выполнения работ на конкретных моделях.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Ряд модификаций ВАЗ-2112 комплектовался двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). У этих двух моторов, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блоки идентична.

На этих агрегатах используются растягивающиеся болты длиной 93 мм. При этом допускается повторное использование крепежей, но при одном условии – если их длина не превышает 95 мм (если она больше – их следует заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Затягивание осуществляется в три подхода:

  1. Болты согласно порядка заворачиваются с усилием 2 кг/м;
  2. Доворачивание на 90 град.;
  3. Повторная дотяжка на 90 град.

Схема протяжки показана ниже.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Между 2-м и 3-м подходом необходимо сделать 20-минутный перерыв.

Поскольку на указанных двигателях используются растягивающиеся болты, дополнительная дотяжка во время эксплуатации авто не требуется.

«Самара», 10-е семейство, Приора

На моделях семейства «Самара» (2108-21099), а также ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами затяжка уже выполняется в 4 подхода:

  1. Затяжка с усилием 2,0 кг/м;
  2. Дотягивание с моментом 7,5-8,5 кг/м;
  3. Доворот на 90 град.;
  4. Повторное доворачивание на 90 град.

Перерыв между пунктами 3,4 20 минут.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Что касается ВАЗ «десятого» семейства, которые укомплектованы 16-клапанными моторами, то у них технология затяжки такая же, как и у ВАЗ-2112 (описано выше).

То же касается и Лада Приора, на 8-клапанных агрегатах используется метод с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных – 3 подхода (ВАЗ 2112 с мотором на 16 клапанов).

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

«Волга»

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на «Волгу», согласно технической документации автопроизводителя затягивание болтов головки блока двигателя осуществляется в два подхода:

  1. С усилием 4,0-6,0 кг/м;
  2. С моментом 13,0-14,5 кг/м.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Но многие автовладельцы этого авто отмечают, что такая технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому они используют методики с большим количество подходов.

Распространенным является перекрестный метод, выполняющийся в 4 этапа и с усилиями:

  1. 4,0-4,3 кг/м;
  2. 7,5 кг/м;
  3. 11,0 кг/м;
  4. 14,3-14,5 кг/м.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Последующая дотяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.

Вентиляция картера

Система вентиляция картера двигателя 3S-FE не слишком усердно отсеивает пары масла от газов. Поэтому пары масла оседают во впускном коллекторе и на дроссельной заслонке. Для улавливания паров масла некоторые владельцы устанавливают внешний маслоотделитель, или даже 2 маслоотделителя.

Штатный маслоотделитель в виде лабиринта находится в клапанной крышке. Картерные газы из него отправляются во впуск по двум каналам – до и после дроссельной заслонки. При обильных отложениях в лабиринте отсеивание масла практически прекращается, поэтому у двигателя появляется масляный аппетит: т.е. он «употребляет» масляные пары, попадающие во впускной коллектор. Также не лишним будет проверить обратный клапан в трубке, подающей газы позади дроссельной заслонки. Возможно, он нуждается в чистке, а лучше – в замене.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Что такое момент затяжки

Определение момента затяжкиПеред тем как приступать к затяжке болтов и прочих крепежных материалов, следует разобраться в определении. Моментом затяжки называется усилие, прикладываемое к резьбовому соединению. Данная сила вступает в действие во время закручивания крепежного элемента. Если характеризовать момент затяжки профессиональным языком, то это величина, которая оказывает вращательное действие на твердое тело.

Особенность момента затяжки заключается в том, что это одна из важнейших величин в функционировании силовых агрегатов и прочих узлов. Все специалисты станций сервисного обслуживания и просто владельцы автомобилей стараются придерживаться точности затяжки.

Почему важна затяжка с определенным усилием

Затяжка колесных болтов

Для надежной эксплуатации транспортного средства необходимо соблюдать определенный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. При возникновении ошибок агрегат начинает работать неправильно, что в результате приводит к всевозможным поломкам. К примеру, если крепежи закручиваются с меньшим усилием, то постоянная вибрация будет ослаблять резьбовое соединение. Из-за этого уровень герметичности между деталями не будет соблюден.

Точно такая же проблема может возникнуть и в случае, если к болтам и гайкам будет приложено слишком большое усилие. После этого с большой вероятностью резьбовое соединение будет нарушено, либо срыв резьбы произойдет уже в процессе эксплуатации транспорта. Чтобы избежать критических поломок, необходимо следить за усилиями затяжки относительно класса прочности и размеров метиза.

Единицы измерения прилагаемого усилия

Для обозначения усилия в качестве основной величины используется Паскаль. Международная система характеризует усилие затяжки болта как единицу механического напряжения или давления. Паскаль равен давлению, которое устанавливается силой в 1 ньютон, распространяющейся по плоской поверхности в 1 м².

Моменты затяжки резьбовых соединений на автомобиле ваз 2107

Затяжка выполняется в четыре круга, соблюдая последовательность работы с крепежными болтами, указанной в схеме.

Круг затяжкиВаши действия
Первый кругДинамометрическим ключом затягиваются все болты согласно схеме с прикладываемым моментом до 2,0 кг/см м
Второй кругЗатяжка по второму кругу выполняется даже по схеме, но момент применяется уже до 8 кг/см м
Третий кругКаждый болт на третьем круге установки нужно докрутить на 90 градусов
Четвертый кругЧетвертый и завершающий круг затяжки болтов головки блока цилиндров требует повторного закручивания крепежей еще на 90 градусов

Прежде чем следовать инструкции и схеме, убедитесь, что ваши болты соответствуют требованиям. В противном случае даже самая правильная, строго соблюдаемая затяжка не даст никакого результата.

Моменты затяжки на двигателе автомобиля ваз 2107

  • Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала — 68,4-84,3 (7,0-8,6) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления поддона картера — 5,1-8,2(0,5-0,8) Н-м (кгс-м)
  • Шпилька крепления крышки сапуна — 12,7-20,6(1,3-2,1) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления крышки сапуна — 12,7-20,6(1,3-2,1) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора — 20,9-25,7 (2,2-2,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайки болтов крепления крышек шатунов — 43,4-53,5 (4,5-5,4) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления маховика — 61,0-87,4 (6,3-8,9) Н-м (кгс-м)
  • Болт крепления башмака натяжителя цепи — 41,2-51,0 (4,2-5,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайки шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала — 18,3-22,6(1,9-2,3) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления звездочки распределительного вала — 41,2-51,0(4,2-5,2) Н-м (кгс-м)
  • Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса — 41,2-51,0(4,2-5,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайка регулировочного болта клапана — 43,3-53,5 (4,5-5,4) Н-м (кгс-м)
  • Втулка регулировочного болта клапана — 83,3-102,9 (8,5-10,5) Н-м (кгс-м)
  • Свеча зажигания — 30,7-39,0 (3,2-3,9) Н-м (кгс-м)
  • Болт крепления насоса охлаждающей жидкости — 21,7-26,7(2,3-2,7) Н-м (кгс-м)
  • Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения — 16,0-22,6 (1,7-2,3) Н-м (кгс-м)
  • Храповик коленчатого вала — 101,3-125,6(10,3-12,8) Н-м (кгс-м)
  • Болт крепления кронштейна генератора — 44,1-64,7 (4,5-6,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления установочной планки генератора — 28,7-45,2 (2,9-4,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайка болта крепления генератора к кронштейну — 58,3-72,0 (6,0-7,3) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления установочной планки к генератору — 28,1-45,3(2,9-4,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления подушки к кронштейну передней опоры — 21,6-35,0 (2,3-3,5) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине — 27,4-34,0 (2,8-3,4) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления пластины к подушке — 5,7-9,2 (0,6-0,9) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления задней подвески двигателя к кузову — 15,0-18,6(1,6-1,9) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления задней опоры к коробке передач — 23,3-28,8 (2,4-2,9) Н-м (кгс-м)
  • Гайка болта крепления задней опоры к поперечине — 15,9-25,7 (1,7-2,6) Н-м (кгс-м)
  • Датчик электровентилятора — 40,0-49,4(4,1-5,0) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на сцеплении автомобиля ваз 2107

  • Болты крепления картера сцепления к двигателю — 53,9-87,2 (5,5-8,9) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления корзины сцепления к маховику — 19,1-30,9(2,0-3,1) Н-м (кгс-м)
  • Гайка болта крепления педали сцепления — 12,7-20,6(1,3-2,1) Н-м (кгс-м)
  • Соединения трубок гидропривода сцепления — 24,5-31,4 (2,5-3,2) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на коробка передач автомобиля ваз 2107

  • Выключатель света заднего хода — 28,4-45,1 (2,9-4,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайки, соединяющие картеры сцепления и коробки передач — 31,8-51,4(3,3-5,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайки, соединяющие картеры сцепления и коробки передач — 15,7-25,5(1,6-2,6) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления крышки фиксаторов штоков — 15,7-25,5 (1,6-2,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления задней крышки — 15,7-25,5 (1,6-2,6) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления фланца эластичной муфты к вторичному валу — 66,6-82,3 (6,8-8,4) Н-м (кгс-м)
  • Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала — 79,4-98,0 (8,1-10,0) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления вилок к штокам — 11,7-18,6(1,2-1,9) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на карданной передаче автомобиля ваз 2107

  • Гайка вилки переднего карданного вала — 79,4-98,0(8,1-10,0) Н-м (кгс-м)
  • Гайки болтов крепления эластичной муфты — 57,8-71,5 (5,9-7,3) Н-м (кгс-м)
  • Гайки болтов крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора — 27,4-34,3 (2,8-3,5) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на заднем мост автомобиля ваз 2107

  • Болты крепления редуктора — 35,0-43,2 (3,6-4,4) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления крышки подшипника дифференциала — 43,3-53,5 (4,5-5,4) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления ведомой шестерни — 83.3-102,9 (8,5-10,5) Н-м (кгс-м)
  • Гайка пластины крепления подшипника полуоси и тормозного щита — 41,6-51,4(4,3-5,2) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на передней подвеске автомобиля ваз 2107

  • Болт крепления поперечины к лонжерону кузова — 78,4-98,0 (8,0-10,0) Н-м (кгс-м)
  • Гайки нижних болтов крепления поперечины к лонжерону кузова — 66,6-82,3 (6,8-8,4) Н-м (кгс-м)
  • Гайка болта крепления оси нижнего рычага — 66,6-82,3 (6,8-8,4) Н-м (кгс-м)
  • Гайка оси нижнего рычага — 63,7-102,9 (6,5-10,5) Н-м (кгс-м)
  • Гайка оси верхнего рычага — 57,3-92,1 (5,9-9,4) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления верхнего конца амортизатора — 27,4-34,0 (2,8-3,4) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления нижнего конца амортизатора — 50,0-61,7 (5,1-6,3) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости — 15,0-18,6(1,6-1,9) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления шаровых пальцев к поворотным кулакам — 83,3-102,9 (8,5-10,5) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления колес — 58,8-72,0 (6,0-7,3) Н-м (кгс-м)
  • Гайки болтов поворотного кулака — 50,0-61,7 (5,1-6,3) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на задней подвеске автомобиля ваз 2107

  • Гайки крепления амортизаторов — 38,2-61,7(3,9-6,3) Н-м (кгс-м)
  • Гайки болтов крепления поперечной и продольных штанг — 66,6-82,3 (6,8-8,4) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на рулевом управлении автомобиля ваз 2107

  • Гайка болта крепления картера рулевого управления — 33,3-41,2(3,4-4,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага — 33,3-41,2 (3,4-4,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайки шаровых пальцев тяг рулевого привода — 42,1-53,0(4,3-5,4) Н-м (кгс-м)
  • Болт крепления промежуточного вала к верхнему валу и к валу червяка — 22,5-27,4 (2,3-2,8) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления рулевого колеса — 31,4-51,0(3,2-5,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления кронштейна вала рулевого управления — 15,0-18,6(1,53-1,9) Н-м (кгс-м)
  • Гайка крепления сошки — 199,9-247,0 (20,4-25,2) Н-м (кгс-м)
  • Гайка оси маятникового рычага — 63,7-102,9 (6,5-10,5) Н-м (кгс-м)

Моменты затяжки на тормозной системе автомобиля ваз 2107

  • Гайка болта крепления педали тормоза — 12,7-20,6(1,3-2,1) Н-м (кгс-м)
  • Гайки крепления главного тормозного цилиндра — 9,8-15,7(1,0-1,6) Н-м (кгс-м)
  • Соединение трубок гидропривода тормозов — 14,7-18,6(1,5-1,9) Н-м (кгс-м)
  • Болты крепления суппорта к кронштейну — 29,1-36,0(3,0-3,6) Н-м (кгс-м)

Прокладка клапанной крышки ваз 2107 — какую выбрать, замена Предыдущая запись Прокладка клапанной крышки ваз 2107 — какую выбрать, замена Глушитель ваз 2107 — какой выбрать, что делать если прогорел Следующая запись Глушитель ваз 2107 — какой выбрать, что делать если прогорел Что еще почитать Передние колодки ваз 2107 — как поменять своими руками 24.04.2023 Регулировка сцепления ваз 2107 своими руками пошагово 24.04.2023 Ремень генератора ваз 2107 — какой выбрать и как поменять 25.04.2023

Два метода затяжки ГБЦ. Какой правильный?

Пришлось мне как то раз лазить в двигатель и снимать головку по причине прогоревшего клапана. Тогда встал вопрос а как собственно затягивать ГБЦ по науке? В разных мануалах эта операция описывается двумя методами.

  1. Затягивать в несколько заходов моментом до 10,5-12 кг/м.
  2. 2. Тянуть в несколько заходов до 8 кг а дальше 2 раза повернуть на 90 градусов.

Какой метод выбрать? Второй метод якобы выводит болты в режим упругой деформации, растягивая их как пружину, при этом момент уходит за 13 кг/м . Будучи в растянутом состоянии болты компенсируют последующую усадку прокладки и подтяжка болтов больше не требуется. Само собой отсюда вытекает что повторная затяжка старых болтов чревата выходом в зону пластичной деформации и последующем обрывом. То что болты должны быть натянуты в принципе правильно, но как это проверить?

Правильно! Моментом! Придя к такому выводу я решил тянуть чисто моментом, заодно посмотреть насколько был бы эффективен второй метод. Взял щелчковый ключ размеченный до 32 кг .Начал с плавной затяжки от 2 кг в несколько проходов добрался до 11 кг и тут началось самое интересное. Каждый болт начал жить своей жизнью . 70% процентов болтов щелкали при проворачивании на один и тот же угол, остальные же для щелка требовали прокручивания более чем на 90 градусов.

ГБЦ была перед этим отфрезерована а плоскость блока тщательно очищена шабером. Отсюда выходило что реальное обжатие прокладки началось только после 11 кг и проходило в разных участках с разной интенсивностью. Если бы я воспользовался методом углов то получил бы разброс момента по всей плоскости и изгиб ГБЦ, что неминуемо привело бы к прогару прокладки. Почему прокладка обжимается с различной скоростью по всей площади?

Возможно это связано с конструктивными особенностями самой прокладки, возможно имеется искривление плоскости блока цилиндров. В любом случаи затягивать необходимо исключительно ориентируясь на момент на динамометрическом ключе, только так можно гарантировать плотное а главное равномерное прижатие плоскости ГБЦ к блоку. Каким моментом крутить? Я остановился на 13.5 кг, возможно многовато, зато хорошее прижатие гарантировано.

Надежность двигателя Toyota 3S-FE

Двигатель 3S очень прост и надежен, но в эксплуатации шумноват и имеет небольшой масляный аппетит. Реально слабых мест у него нет. При нормальном обслуживании и своевременной заменой масла он легко пройдет более 500 000 км.

Однако ресурс двигателей 3S-FE, которые поступили в производство в августе 1996 года, хуже. Эти двигатели получили облегченные поршни и шатуны, а коленвал остался прежним, образца 1988 года. Подробнее об этом мы расскажем дальше.

Момент и порядок затяжки болтов ГБЦ: назначение и строение

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Для изготовления понадобятся:

  • рукоятка для работы с торцевыми головками под квадрат (для большей универсальности – с удлинителем).
  • хомут для фиксации точки измерения силы.
  • измерительное устройство: можно использовать обычные весы типа «безмен» или «кантор». Оптимальный диапазон измерений от 100 грамм до 50 кг.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа
Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа
Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Как затягивать гбц без динамометрического ключаДля каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона:

Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Вывод: Имея на руках безмен стоимостью 300 – 500 руб. (он есть практически в каждом доме), можно сэкономить на покупке фабричного динамометрического ключа: цена порядка 2000 – 3000 рублей.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Распространенные ошибки

Самые популярные ошибки при выполнении процедуры.

  1. Нарушение последовательности закручивания болтов.
  2. Недостаточная чистота при переборке.
  3. Малая/большая сила затяжки.

Как выкрутить болт с сорванными гранями из головки блока цилиндровВ каком порядке затягивать болты ГБЦ: инструкция

Грани болтов ГБЦ иногда срываются, что существенно осложняет процесс снятия головки блока цилиндров. Решить проблему выкручивания болта с сорванными гранями можно разными способами:

  1. Усадка (подходит для классической линейки ВАЗ). По болту ударяют тяжелым инструментом, в результате чего он усаживается. Предварительно рекомендуется попробовать выкрутить его с помощью головки на 11, которая набивается на него. Если способ не привел к положительному результату, то нужно действовать с помощью двух молотков, один из которых плоским основанием устанавливается на болт, а другим ударяют по первому. Расплющив шляпку, набивают на нее головку, а затем, используя в качестве рычага длинную трубу, выкручивают. Чтобы исключить повреждение ГБЦ, остальные крепления должны быть затянуты.
  2. Высверливание и применение зубила. Сверлом на 10 высверливают по центру крепежного элемента углубление ниже граней шляпки болта. Затем, установив зубило перпендикулярно шляпке, ударяют по нему молотком, чтобы сделать шлиц глубиной в пару-тройку миллиметров. Разместив зубило под углом 45, ударяют по нему по направлению против часовой стрелки.
  3. Наваривание гайки/головки. На крепежный элемент со слизанными гранями нужно наварить подходящую гайку или, что лучше, головку. Дождавшись остывания металла, ключом выкручивают болт. Рычаг можно и нужно удлинить.
  4. Экстрактор. Этот инструмент специально предназначен для выкручивания болтов с сорванными гранями. Нужно подобрать экстрактор подходящего размера, насадить его посредством молотка на шляпку болта и выкрутить ключом с квадратом 3/8 дюйма. При необходимости используют рычаг.
  5. Высверливание отверстия под ключ. Суть метода состоит в подготовке отверстия в крепеже перфоратором, в который вставлено сверло по бетону. Высверлив в отверстие, необходимо вставить в него торекс на 25, а затем, воспользовавшись рычагом, выкрутить.

Таковы основные особенности затяжки болтов ГБЦ. Самое важное, что требования изменчивы и зависят от марки и модели автомобиля, а в схему можно вносить небольшие изменения. Однако в любом случае крепежи закручиваются от середины к краям.

Напоследок

Мастера советуют через некоторое время после ремонта снова провести затяжку головки блока цилиндров. Это делается при пробеге от 500 до 1500 км. За это время головка блока находит свое оптимальное положение, вследствие чего крепежные болты ослабевают. Поэтому их нужно протянуть еще раз. Эта процедура не отнимает много времени, но значительно позволяет снизить риски, связанные с недостаточным моментом затяжки.

Источники

  • https://rus-avtomir.ru/remont/zatyazhka-boltov-gbc
  • https://BurForum.ru/remont/kak-protyagivat-golovku-bloka-cilindrov.html
  • http://ktonaavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/dvigatel/usilie-zatyazhki-boltov-golovki-bloka-tsilindrov.html
  • https://AutoTopik.ru/remont/1417-kak-zatyagivat-gbc.html
  • https://dosaaf53valday.ru/kamri/moment-zatyazhki-gbc-3s-fe.html
  • https://KrepezhInfo.ru/zatyazhka-boltov-golovki-bloka-tsilindrov/
  • https://provaz2114.ru/vaz-2107/moment-zatyazhki-gbcz-vaz-2107-pravilnyj-moment-zatyazhki.html
  • https://sto82.ru/produkciya/kak-zatyanut-bez-dinamometricheskogo-klyucha.html
  • https://KrepezhInfo.ru/v-kakom-poryadke-zatyagivat-bolty-gbts-instruktsiya/
  • https://FB.ru/article/430175/zatyajka-golovki-bloka-tsilindrov-poshagovaya-instruktsiya-osobennosti-ustroystvo-sovetyi-masterov

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector