Все причины появления синего дыма из выхлопной трубы

Каким должен быть нормальный выхлоп?

Как известно, задача выхлопной системы автомобиля – не только выпуск отработавших газов, но и охлаждение цилиндров двигателя, а также снижение выделяемых в процессе сгорания вредных веществ и токсинов. Подробнее о том, как происходит процесс выхлопа, читайте в статье «Выхлопная система: основные элементы и принцип работы».

Итак, остановимся на цвете выхлопа. Каким он должен быть в идеале? Главное правило определения «нормальности» дыма из выпускной трубы – это его незаметность. То есть, условно говоря, до тех пор, пока он Вас не беспокоит, все в порядке. Но как только выхлоп теряет свою прозрачность, а за машиной буквально тянется целый дымовой (и нередко – ядовитый) шлейф, такое становится трудно не заметить.

Впрочем, паниковать раньше времени не стоит. Далеко не всегда «цветной» дым из выхлопной трубы означает серьезную поломку и дорогостоящий ремонт. Вполне вероятно, виной всему небольшая неисправность или износ расходной детали системы двигателя, и достаточно будет просто заменить запчасть.

Синий дым из выхлопа — это..

Основная причина синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего. Сопровождается повышенным потреблением масла.

Например при расходе моторного масла около 0,5 л/100 км синий дым появляется в основном при разгоне авто, а по достижении 1 л/100 км — при обычных режимах движения. Правда, владельцам машин надо помнить о наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при его достаточно большом расходе.

Характерно, что голубой дым из авто, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе, а в результате упомянутого в данной статье теста с бумагой появляются жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

Причины появления синего или сизого дыма из выхлопной трубы

синий дымПричина здесь практически всегда одна и та же, попадание масла в камеру сгорания двигателя. Масло сгорает вместе с топливной смесью, но сгорает не полностью, что и окрашивает выхлопные газы в синие или сизые цвета. Одновременно с появлением синего дыма из выхлопной трубы, могут возникать и другие негативные явления:

  • повышенный расход масла;
  • очень быстрый износ свечей;
  • снижение компрессии в цилиндрах;
  • падение мощности;
  • повышение расхода топлива;
  • быстрый выход из строя катализатора;

Кроме этого автомобиль начинает троить, плохо заводиться в холодную погоду, и так далее.

К попаданию масла в камеру сгорания двигателя могут приводить разные поломки. На автомобилях более старшего возраста возможен износ маслосъемных колпачков, расположенных на клапанах двигателя. Также возможен износ маслосъемных колец, смонтированных на поршнях двигателя.

В моторах оснащенных турбокомпрессорами, причиной окрашивания выхлопа в синий цвет, может являться разгерметизация ротора в турбокомпрессоре. Собственно туда также попадает масло, которое и становится  причиной появления синего дыма из выхлопной трубы. Обнаружить данную проблему можно очень просто. Достаточно отсоединить выпускной патрубок турбокомпрессора и посмотреть есть ли там масло.

Но, проблемы с турбокомпрессорам все-таки являются более редким случаем появления синего дыма из выхлопной трубы. Износ маслосъемных колпачков также явление достаточно редкое, так как на современных двигателях такие колпачки попросту отсутствуют. Вот и остается основной причиной попадания масла в камеру сгорания – износ маслосъемных колец на поршневой группе.

Какие неисправности

Распространенная группа неисправностей, вызывающих «масляный» дым и перерасход масла, связана с износом клапанов и направляющих втулок и старением маслосъемных колпачков. Эти дефекты дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями.

В эксплуатации синий дым и перерасход масла нередко возникают из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар.

Эксплуатация двигателя с «синим» выхлопом нежелательна и приводит к серьезным неприятностям, таких как повышенный расход масла, потеря компрессии и капитальный ремонт мотора.

Нестандартные варианты неисправностей

Ремонт и замена глушителяЕсли речь заходит о турбированных моторах, то симптомы изменения окраса выхлопа могут быть связаны с износом уплотнений и подшипников ротора компрессора. При этом, дефект уплотнения переднего подшипника турбокомпрессора дает характерную картину, которая похожа по внешним факторам на износ маслосъемных колпачков, включая нагар на свечах зажигания. Несколько сложнее определить поломку уплотнения турбины по причине непосредственного попадания масла в выхлопную систему, где оно догорает.

Довольно редко, но все же встречается, неисправность мембраны регулятора АКПП (при наличии вакуумного датчика нагрузки). Это также приводит к такому явлению, как сизый дым из выхлопной трубы, определить дефект можно по состоянию свечей, которые забрасываются маслом, а также разбрызгиванию смазки из свечных установочных отверстий. Масло для коробки имеет красноватый цвет и специфический запах – именно это и поможет диагностировать поломку.

Последствия проблемы синего дыма из глушителя

Сильный голубой дым, периодически появляющийся за автомобилем, указывает на проблему в районе поршневой группы. Найти «слабое звено» и устранить неисправность нужно немедленно.

Убирать задымление нужно из опасения, что заклинит поршневую. Причем делать ремонт нужно вовремя: для сравнения, заменить маслосъемные колпачки на БМВ стоит до 25 тыс. рублей, а всю поршневую – до 60 тысяч. Прибавьте сюда цену запасных частей. Это красноречиво демонстрирует, как важно не игнорировать синий дым из глушителя.

Перерасход масла – тоже безрадостная перспектива. Прислушивайтесь к работе мотора, всматривайтесь в цвет дымка из выхлопной системы: простые меры сберегут ваши деньги, продлят ресурс силового агрегата.

Почему идет черный дым из выхлопной трубы

В правильно настроенных цилиндрах ДВС топливовоздушная смесь выгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя идет черный дым, это означает, что в выбросах появилась сажа – плотные частички несгоревших углеводородов. Копоть хорошо заметна на свежевыпавшем снегу и стенках выпускного тракта.

На высоких оборотах

Появление угольно-темного задымления на прогретом моторе связано с переобогащенной топливной смесью в камерах сгорания. Первым под подозрение попадает воздушный фильтр (ВФ), теряющий свою пропускную способность из-за скопившейся грязи.

Черный дым из выхлопной трубы на бензине на высоких оборотах появляется также по причине неисправной топливной помпы. Нелишним будет проверить систему зажигания и датчик кислорода – лямбда-зонд.

При запуске автомобиля

На прогреве двигателя, особенно в мороз, небольшие облачка из выпускного тракта не должны настораживать: в рабочей смеси для цилиндров еще не восстановилась пропорция воздуха с бензином. И топливо не успевает сгорать, оседая хлопьями сажи.

Но если кратковременное явление не исчезло в движении, обратите внимание на следующие элементы и системы:

  • маслосъемные колпачки;
  • датчики двигателя;
  • качество горючего;
  • масляный фильтр.

Возможно, частично западают детали поршневой группы.

При разгазовке

При энергичном нажатии на педаль акселератора происходит резкий впрыск в рабочие камеры топливной смеси – невыгоревшей, и потому выбрасываемой на улицу.

Регулировки требуют:

  • Вышедший из строя датчик кислорода.
  • Создающий излишнее давление топливный насос.
  • Забитый отложениями ВФ.

На новых моторах сразу после перегазовки черноватый след исчезает.

Почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет серый дым

Чаще всего явление это обусловлено неполным сгоранием топливовоздушной смеси. Бывает это по причине ее обеднения или обогащения. Разберемся, когда и на каких режимах двигателя симптомы становятся наиболее отчетливыми.

На горячую

Чаще всего на прогретом моторе из выхлопной трубы идет серый дым, свидетельствующий об излишне бедной смеси. Есть две основные причины такого явления: неисправность какого-то из элементов топливной аппаратуры или же подсос воздуха. О неполадках аппаратуры можно догадаться по появлению следующих признаков:

  • Резкое увеличение объема потребляемого топлива (ярче всего проявляется на бензине).
  • Неустойчивая работа мотора под нагрузкой, возможно пропадание тяги на разгоне.
  • Появление ошибок.

Подсос воздуха проявляется примерно теми же признаками: крайне нестабильная работа на холостых, появление множественных ошибок ЭБУ, машина может внезапно заглохнуть без причин. Еще один признак – задирание оборотов. Блок управления старается «вытащить» тягу, пропадающую из-за появления лишнего воздуха.

На холодную

Иногда посерение выхлопа – свидетельство проблем с компрессией. В последнем случае дым даже не серый – его оттенок явственно смещается к черному. Отметим, что сильнее всего выражен этот симптом у дизеля, т. к. моторы этого типа сильнее зависят от соотношения топлива и воздуха. Появляется серый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя тоже, но до полного «разноса» движка признак этот может быть не сильно выражен. Характерной особенностью всех вышеперечисленных случаев является отчетливо чувствующийся запах несгоревшего топлива.

Если рассматривать причины серого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя с карбюраторным питанием, то для него это может быть нормой. Дело в том, что в первые минуты после запуска такие моторы работают «на подсосе». В случаях, когда на улице холодно, «коптить» такое авто может несколько минут.

Если серый дым из выхлопной трубы дополняется отчетливо видимым сизым оттенком, речь идет о сгорании в цилиндре не только топлива, но и масла, что часто указывает на предельный износ маслосъемных колец поршней. Другая распространенная причина – «задубевшие» маслосъемные колпачки. Эти два фактора можно отнести к «бюджетным». Если же появление серо-сизого оттенка выхлопа обуславливают изношенные стенки цилиндров, все куда хуже. Здесь поможет лишь качественно сделанная «капиталка», или же замена всего двигателя в сборе.

Отдельной разновидностью следует признать ситуации, когда выхлоп сначала белый, серый дым из выхлопной трубы начинает идти уже после прогрева. Есть большая вероятность, что такой симптом прямо указывает или на прогар прокладки ГБЦ, или же (самый печальный и недешевый вариант) на трещину в самой головке. Последнюю в большинстве случаев выявить бывает сложно, и помогает диагностике лишь опрессовка, проведенная в условиях хорошо оборудованного сервиса.

Если белый оттенок выхлопных газов появляется только в холодное время года и пропадает через несколько минут прогрева, причин для беспокойства нет – это просто испаряется конденсат, скопившийся в банке (банках) глушителя.

Почему идет белый дым из выхлопной трубы: причины неисправности

Если из выхлопной трубы идет белый дым, причины могут быть совершенно разные, правильно сделать выводы, точно установить характер и выраженность проблемы удастся только при более тщательном осмотре, учете всех сопутствующих факторов, от насыщенности и плотности выхлопа до типа мотора, проблема актуальна как для дизельных, так и для бензиновых версий.

Бензин

Итак, белый дым из выхлопной трубы: бензин является наиболее популярным видом топлива, так что именно такие моторы следует рассмотреть в первую очередь.

Список самых распространенных причин выглядит следующим образом:

  • Значительные скопления конденсата. Как уже было указано, вероятность этого максимальна в морозную, влажную погоду, однако, явление может наблюдаться и в сухую, если транспортное средство не использовалось сутки и более. Основные скопления влаги приходятся на резонатор и катализатор, наиболее крупные компоненты выхлопной системы. Если причины белого дыма из выхлопной трубы кроются именно в этом, то о проблеме говорить не приходится, как максимум, через 20-30 минут прогрева она перестанет быть актуальной.
  • Дефект прокладки ГБЦ. Порой даже небольшой трещины достаточно для того, чтобы антифриз стекал в поддон картера.
  • Попадание антифриза в цилиндр, изменение состава топливовоздушной смеси.
  • Забитые фильтры и форсунки. Их основные задачи – очистка топлива от посторонних примесей, его эффективное распыление, формирование топливовоздушной смеси необходимой степени насыщенности. Неудивительно, что их некорректная работа сказывается и на ДВС, способна изменить цвет выхлопа.
  • Использование топлива низкого качества. Чем больше в составе посторонних присадок и веществ, тем более насыщен цвет выхлопных газов, которые, в идеале, должны быть прозрачными.
  • Залегание колец, из-за которого начинает гореть масло. В этом случае белый дым из выхлопной трубы может иметь темный, сизый, сероватый оттенок.
  • Обедненная топливная смесь. Проблема возникает из-за некорректной работы инжектора, бортовой электроники. На некоторых дорогих автомобилях предусмотрены специальные индикаторы, позволяющие водителю контролировать состав смеси. Чем больше в ней топлива, тем она темнее, чем меньше – светлее, вплоть до насыщенного белого.

Дизель

Почему идет из выхлопной трубы белый дым?

Теперь нужно разобраться, чем объяснить белый дым из выхлопной трубы дизеля. Чаще всего, речь идет о следующих причинах:

  • Попадание воды, конденсата в солярку.
  • Некорректное зажигание или другие сбои, из-за которых топливовоздушная смесь не сгорает полностью.
  • Попадание антифриза в коллектор.
  • Повреждения элементов поршневой группы, цилиндров, что привело к резкому падению компрессии.
  • Если транспортное средство укомплектовано сажевыми фильтрами типа FAP или DPF, то белый выхлоп может быть вызван сгоранием частичек сажи.

Точнее понять, почему белый дым из выхлопной трубы начал выходить в слишком больших объемах, поможет диагностика. Указанные способы и приемы актуальны как для бензиновых, так и для дизельных моторов:

  1. Осмотр масляного щупа. Уровень масла должен быть в норме, как и его оттенок, недопустимо наличие молочного оттенка, странной эмульсии, покрывающей поверхность технической жидкости.
  2. Осмотр свечей зажигания, накаливания. Небольшой нагар – нормальное явление, опасения вызывает идеально чистая или влажная поверхность, явно указывающая на то, что в топливо попадает вода.
  3. Тест чистой бумажной салфеткой или тканью. Необходимо запустить мотор и приложить материал к выхлопной трубе на 2-3 минуты. В том случае, если по истечении этого времени на ней остались только небольшие влажные пятна – дело в конденсате, о проблемах говорить не приходится. Другое дело – жирные пятна, говорящие о попадании в топливо масла, или желтоватых, голубоватых, с неприятным выраженным ароматом, что свидетельствует об утечке антифриза.
  4. Осмотр ГБЦ, прокладки и непосредственно блока. Недопустимо наличие даже небольших трещин.

Нужно обратить внимание, что все осмотры и проверки следует проводить при нормальном освещении, в идеале – дневном, достаточно ярком. Часто бывает так, что за белый дым принимают сизый, сероватый, говорящий о совершенно других неисправностях.

Последствия для двигателя, если пошел густой белый дым

Обнаружить причину белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя – полдела. Важно понимать последствия и устранять дефекты, так как последние быстро прогрессируют, разрушая компоненты двигателя.

С густым белым облаком за кормой можно проехать считанные сотни километров: далее нужно проводить детальную диагностику силового агрегата. На начальной стадии, возможно, потребуется заменить прокладку, заделать трещины в блоке или головке, устранить течь охлаждающей жидкости в масляный контур. Если не придать должного значения выбросам из выпускного тракта – капитального ремонта двигателя не избежать.

Профилактика

Профилактика

Чтобы исключить сильный белый дым из выхлопной трубы, необходимо придерживаться определенных профилактических мер. Основная из них – контроль уровня антифриза, который должен быть постоянным, без резких скачков или слишком интенсивного снижения, явно свидетельствующего об утечках. Менять охлаждающую жидкость необходимо раз в год, чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии.

Конечно, актуальны и другие, вполне стандартные, рекомендации, предполагающие использование антифриза и масла высокого качества, регулярное посещение сервисного центра для поиска и устранения мелких неисправностей, способных сказаться на работоспособности ДВС и выхлопной системы.

Советы и рекомендации

Как видно, для устранения причины черного, белого или синего цвета выхлопа в одних случаях может быть достаточно замены фильтров и прочистки инжектора. В то же самое время для других моторов  единственным выходом будет замена изношенных элементов ЦПГ, ГРМ или даже капитальный ремонт двигателя.

Добавим, что если двигатель начал неожиданно дымить черным выхлопом при запуске без явных причин, тогда в самом начале рекомендуется сменить топливо. Заправка некачественным горючим или топливом с высоким содержанием присадок и примесей часто приводит к трудностям воспламенения смеси и изменению цвета отработавших газов.

Не следует забывать и о том, что от фаз газораспределения,  качества регулировки клапанов и  нормально выставленного зажигания напрямую зависит стабильность работы агрегата и полноценность сгорания топливно-воздушной смеси. Ремень ГРМ (при наличии) должен быть выставлен строго по меткам, тепловой зазор клапанов необходимо тщательно регулировать.

Отметим, что в процессе проведения первичной диагностики можно оценить состояние ДВС по свечам зажигания, цвету нагара на электродах и резьбовой части. Например, мокрые свечи или черный маслянистый нагар дополнительно укажут на причину и степень серьезности проблемы. Напоследок добавим, что для быстрого поиска неисправности инжекторного бензинового или дизельного мотора рекомендуется сразу провести полную компьютерную диагностику двигателя.

С учетом невысокой стоимости данной операции на СТО можно выявить неполадки и сбои в работе отдельных датчиков ЭСУД. Также можно проверить ДВС на ошибки самому при помощи диагностического адаптера в OBD разъем.

Подведем итоги

Появление сизого дыма из выхлопной трубы – это серьёзная проблема, которая потребует соответствующего внимания от автовладельца. После грамотной диагностики проводят ремонт мотора, меняя маслосъемные кольца или колпачки. В каждом конкретном случае стоимость ремонта будет отличаться в зависимости от имеющихся неисправностей двигателя. Нужно лишь помнить о том, что при наличии подобных поломок необходимо как можно скорее обращаться в сервис для диагностики и ремонта.

Источники

  • https://ixora-auto.ru/Info/prichiny_dyma_iz_vylopnojj_truby_opredelyaem_po_cvetu
  • https://amastercar.ru/articles/engine_car_18.shtml
  • https://AvtoNov.com/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D1%8B%D0%BC-%D0%B8%D0%B7-%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%8B/
  • https://autoclub.su/sizyj-dym-iz-vyxlopnoj-truby/
  • https://AvtoTachki.com/siniy-goluboy-sizyy-dym-iz-vyhlopnoy-truby-benzinovogo-dvigatelya-prichiny-poyavleniya-kak-ubrat/
  • https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/chernyj-dym-iz-vyhlopnoj-truby-benzin/
  • https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/seryj-dym-iz-vyhlopnoj-truby-benzinovogo-dvigatelya/
  • https://avilon.ru/articles/beluy-dym-iz-vyhlopnoi-truby/
  • https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/dym-iz-vyhlopnoj-truby-benzinovogo-dvigatelya/
  • http://KrutiMotor.ru/chernyj-i-sinij-dym-posle-zapuska-dvigatelya/
  • https://cartechnic.ru/articles/chto_delat_esli_iz_vyhlopnoj_truby_idet_sizyj_dym

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector